Подводим некий итог тому, что было рассмотрено в предыдущих статьях. Данный материал представляется несколько иным по подаче по сравнению с предыдущими обзорами. Здесь я высказываю субъективное мнение, даю свою личную оценку тем или иным произведениям или авторам, декларирую собственные мысли о развитии жанра «меча и магии» в целом.
Обложки журнала Weird Tales с иллюстрациями к произведениям Роберта И. Говарда, К. Л. Мур, Клиффорда Болла, Генри Каттнера.
Когда-то я, задумавшись о хронологии развития героического фэнтези, пришёл к выводу, что всю временную шкалу можно условно разделить на три (а теперь уже, пожалуй, и четыре) части. Их мне показалось вполне логичным назвать «веками» — прямо как в отечественном литературоведении, например. И получилась такая вот хронология:
- Золотой век (конец 1920-х — конец 1940-х гг.)
- Серебряный век (1950-е — 1970-е гг.)
- Бронзовый век (1980-е — начало 2000-х гг.)
- Железный век (вторая половина 2000-х — настоящее время)
Таким образом, все предшествующие обзоры касались творчества писателей, либо полностью оставшихся в «золотом веке», либо начавших в те годы карьеру. Напомню, рассмотрены произведения таких авторов как Роберт И. Говард, Кларк Эштон Смит, К. Л. Мур, Генри Каттнер, Фриц Лейбер, Клиффорд Болл и Норвелл У. Пейдж. Не могу сказать, что мне удалось охватить всех писателей, обращавшихся в своём творчестве к героическому фэнтези, но самые яркие имена освещены. Даже авторы второго ряда попали в обзоры.
Кроме вышеперечисленных, можно вспомнить другие имена и другие произведения. Их мало, но они есть. Скажем, Роберт Блох написал как минимум один рассказ, который можно чётко соотнести с «мечом и магией» — этот текст называется «Тёмный остров» (The Dark Isle). Он повествует о приключениях солдата римской армии на одном из северных островов, где проходит церемония друидов. Рассказ опубликован в журнале Weird Tales за май 1939 года, на русский язык не переводился. Был такой писатель со сложнопроизносимым именем Ничтцин Дайлхис, который написал несколько произведений, традиционно относимых к жанру: «Рыжая ведьма» (The Red Witch) (Weird Tales, апрель 1932), «Сапфировая богиня» (The Sapphire Goddess) (Weird Tales, февраль 1934), «Морская ведьма» (The Sea-Witch) (Weird Tales, декабрь 1937). Но пока я этих текстов не читал (хотя последние два и издавались на русском), не отважусь о них высказываться на основе чужих отзывов и рецензий. То же самое касается Мэнли Уэйда Уэллмана: в 1939 году он начал публиковать рассказы о Хоке, первобытном человеке, пытающемся выживать в суровые времена каменного века. Мне сложно судить об этих произведениях, потому что не только я их не читал, но и отзывов и рецензий о них крайне мало. Так что, быть может, всё это ещё впереди — когда доберусь до вышеупомянутых текстов, возможно, напишу статью.
Ещё можно вспомнить Ли Брэкетт — выдающаяся писательница времён «золотого века», творчество которой очень сильно похоже на «меч и магию». Отличие тут только в том, что вместо «магии» — «планета» (sword and planet вместо sword and sorcery), вместо выдуманных фэнтезийных миров — другие планеты. У Брэкетт это чаще всего Марс. Но жанры на самом деле очень близкие. Если, например, Марс в романе «Меч Рианнона» (The Sword of Rhiannon) (Thrilling Wonder Stories, июнь 1949) заменить на какую-нибудь фэнтези-реальность, в книге не изменится ровным счётом ничего. Однако подобные произведения я также исключил из обзоров, поскольку в таком случае их количество сильно разрастётся, а мне и одного только «меча и магии» хватает.
Журнал Thrilling Wonder Stories с романом Ли Брэкетт «Меч Рианонна».
Теперь давайте посмотрим на даты. Я отсчитываю «золотой век» жанра с конца 1920-х годов. Если подходить совсем строго, то первое произведение «меча и магии» — «Королевство теней» Роберта И. Говарда (Weird Tales, август 1929). Техасский писатель закончил работу над текстом, напомню, как минимум на два года раньше времени первой публикации. Если подходить не столь строго, то вспоминается даже не Соломон Кейн, который появился на страницах журналов годом ранее Кулла, а такая вещь как «Затерянная раса», написанная в 1924 году и впервые опубликованная в январском номере Weird Tales за 1927 год.
Но ведь Говард не был первым, скажут читатели, и вспомнят, например, «Меч Веллерана» и «Неприступную для всех, кроме Сакнота, крепость» лорда Дансени. Оба этих рассказа были впервые опубликованы в авторском сборнике The Sword of Welleran and Other Stories в 1908 году. Были и другие произведения, издававшиеся до 1927 года, когда мир увидел «Затерянную расу». Но, по моему мнению, всё это — не «меч и магия» в традиционном понимании, а его предтечи.
Теперь что касается нижней границы. Тут, на мой взгляд, важен не довольно размытый конец 1940-х, а именно 1950-й год. Тогда был опубликован первый роман Джека Вэнса об Умирающей Земле, явившийся в какой-то мере развитием идей Кларка Эштона Смита, написавшего цикл произведений о Зотике, последнем континенте нашей планеты. Это произведение является предвозвестником нового этапа в развитии героического фэнтези. Но что ещё важнее — в 1950-м году издательство Gnome Press выпустило книгу «Конан-завоеватель» (Conan the Conqueror). Это был роман Роберт И. Говарда «Час Дракона» под редакцией и с предисловием Джона Кларка. Первая перепечатка героического фэнтези техасского писателя. Буквально спустя пару лет после этой публикации Л. Спрэг де Камп возьмёт дело в свои руки и начнёт создавать «Сагу о Конане».
Суперобложка романа Роберта И. Говарда «Конан-завоеватель» (первая книжная публикация «Часа Дракона»).
Каковы же отличительные черты «золотого века» «меча и магии»? Это, во-первых, не просто заметное, а доминирующее превосходство малой и средней формы. Героическое фэнтези 1930-х и 1940-х годов существовало в основном в виде рассказов или повестей. Романы были, но весьма редко — это скорее исключения, подтверждающие правило.
Во-вторых, хотя многие рассказы и складывались в циклы, но те не были слишком объёмными (за исключением, может быть, произведений Говарда). Даже Лейбер, в итоге создавший весьма внушительную Сагу, в 1940-е годы написал всего несколько рассказов о своих героях. Сериалы К. Л. Мур и Генри Каттнера оказались тоже весьма скромными по количеству входящих в них произведений. Кроме того, и эти небольшие циклы были по большей части собраны из историй, мало связанных одна с другой — их можно было читать практически в любом порядке без опасений не понять развития сюжета.
В-третьих, главными героями были в основном варвары. Тут, безусловно, авторитет техасского писателя сыграл свою роль. Нет, случались, конечно, и принцы, и короли, но даже они скорее напоминали Говардовых искателей приключений.
Почти все эти отличительные черты объяснялись тем, что писатели создавали свои тексты для продажи в палп-журналы, которые охотнее брали к публикации короткие рассказы. Даже после принятия одной истории авторы могли не пристроить в то же периодическое издание следующую, поэтому, возможно, и создавали в основном независимые сюжетно произведения. В случае неудачи они могли попробовать отдать произведение в другой журнал как совершенно новое, ни к чему не обязывающее и не требующее знания предыдущих текстов о том же герое или о том же выдуманном мире.
Но с 1950-х годов всё изменилось, и начался новый век «меча и магии» — «серебряный». Об авторах и произведениях, составивших славу и гордость этого периода, мы и поговорим в будущих обзорах.
Оставить комментарий