Упадок жанра «меча и магии» обозначился ещё в начале 1980-х годов. Рассказы почти вообще исчезли, уступив место немногочисленным романам. В 1980-1990-е годы едва ли не единственным автором, который активно публиковал романы «меча и магии», был Дэвид Геммел. Но в новом тысячелетии интерес к жанру снова возрождается, хоть и в меньших масштабах. Переиздаются классики (Говард, Муркок), публикуются и новые работы уже успевших заявить о себе авторов (Сондерс), а также появляются новые писатели, новые герои…
В авангарде возрождения жанра оказался Джеймс Эндж со своими историями о пьянице-волшебнике Морлоке Эмброзиусе. Начиная с 2005 года в журнале «Black Gates» появляются рассказы об этом герое, а в 2009 — первый роман. На данный момент цикл включает в себя следующие произведения:
- «A Covenant with Death», 2006
- «The Red Worm’s Way», 2008
- «Blood of Ambrose», 2009 (роман)
- «This Crooked Way», 2009 (сборник):
- «The War Is Over», 2009
- «Interlude: Telling the Tale», 2009
- «Blood From A Stone», 2009
- «Payment Deferred», 2005
- «Fire and Water», 2009
- «An Old Lady and a Lake», 2009
- «Interlude: Book of Witness», 2009
- «The Lawless Hours», 2007
- «Payment in Full», 2008
- «Destroyer», 2009
- «Whisper Street», 2009
- «Interlude: The Anointing», 2009
- «Traveller’s Dream», 2009
- «Where Nurgnatz Dwells», 2009
- «Interlude: How the Story Ends», 2009
- «Spears of Winter Rain», 2009
- Calendar and Astronomy
- Sources and Backgrounds for Arthurian Legends
- «Turn Up This Crooked Way», 2008
- «The Wolf Age», 2009 (роман)
- «A Book of Silences», 2007
- «Fire and Sleet», 2009
- «Travellers’ Rest», 2010
- «The Singing Spear», 2010 («Поющее копьё»)
- «The Gordian Stone», 2008 (микрорассказ)
Сейчас Джеймс Эндж работает над романами второй трилогии о своём герое — «Tournament of Shadows».
Морлок Эмброзиус путешествует по миру (плоскому, если верить автору) и, как положено настоящему герою «меча и магии», постоянно попадает в какие-нибудь неприятные ситуации. Он — известный «делатель вещей», маг, который, однако, при случае чего не гнушается и клинка. По большей части Морлок занимает своё свободное время тем, что пьёт в тавернах, притом обычно не позволяет себе ни капли, если выполняет работу.
Цикл Джеймса Энджа — это, безусловно, новое «sword and sorcery»: в его произведениях классическая героика перемешана с артурианскими мифами, а в первоисточниках, вдохновлявших писателя, определяются творчество Лейбера и Пратчетта. «Магия» в этом коктейле выступает на первый план, но всё-таки «меч» постоянно ей сопутствует, не уходя слишком далеко в тень.
Я не знаком с романами Энджа, поэтому могу составить представление о цикле лишь по нескольким рассказам, в том числе по «Поющему копью» — единственному переведённому на русский язык. Волшебнику приходится сидеть ночь с мертвецом, в то время как последнего атакуют Красные Черви («The Red Worm’s Way»); наблюдать постепенное исчезновение города и его жителей, после чего выяснять причину этого («A Book of Silences»); разыскивать феникса, одновременно спасаясь от Стражей, что охотятся на него («Fire and Sleet»); сражаться с разбойником, который владеет оружием, созданным самим Морлоком («Поющее копьё»)… Коротко говоря, арсенал сюжетов не блещет особенной оригинальностью, в то же время и слишком банальным его не назовёшь. Вполне на уровне, по-моему.
По крайней мере, я, прочитав несколько рассказов цикла, уяснил для себя две вещи: с одной стороны, никаких откровений, с другой стороны, это занятное чтение, такой крепкий середнячок. Если попадётся что-нибудь ещё об Эмброзиусе, буду рад ознакомиться.