Sword & Sorcery + Horror (часть первая)

Не секрет, что часто в произведениях жанра «sword & sorcery» приключенческая составляющая, которая является основой, соседствует с психологической составляющей, которая может быть либо дополнением, либо — также основой.  В этом нет ничего удивительного, ведь сам жанр изначально возник таким, неоднозначным…

Это подтверждают прежде всего произведения родоначальника жанра, Роберта Ирвина Говарда.

Его цикл о Соломоне Кейне, хоть и не является героическим фэнтези как таковым, кое-какие черты все же имеет, да и немало! Лучшими произведениями цикла по праву считаются рассказ «Крылья в ночи» и повесть «Луна черепов». Что интересно, в этих двух произведениях очень ярко проявляются черты героики и хоррора, вот только соотношение их различно. В «Крыльях в ночи», безусловно, задача напугать читателя первостепенная, но и приключенческая составляющая велика. В «Луне черепов» главное — приключения, но хоррор отстает ненамного. Вообще, большинство произведений о Соломоне Кейне — это хоррор, но есть такие вещи, как «Луна…», достаточно близкие жанру «меча и магии».

Первым произведением героического фэнтези в современном смысле этого слова считается «Королевство теней» — первый из опубликованных рассказов о короле Валузии Кулле. Молодой правитель некогда могущественной державы сталкивается с истинным ужасом: людьми-змеями, пытающимися свергнуть его и захватить власть. Недаром этот рассказ считается лучшим из цикла о Кулле и наиболее известен. Но есть и другие произведения о Кулле, где силен хоррор-элемент. Это «Кошка Делькарды» (не весь рассказ, конечно), незаконченное произведение «Предрассветные всадники» (особенно там, где Говард остановился), пожалуй, самый интересный в данном аспекте «Череп тишины» (там ужас наводит сама Тишина) и непохожий на все другое, стоящий особняком рассказ «Проклятие золотого черепа».

Другой герой — Бран Мак Морн — тоже не отстает: произведение о нем «Черви земли» — это вообще один из лучших рассказов Говарда. Здесь снова некие змеелюди, но уже совсем не того типа, что в «Королевстве теней».

В цикл о Джеймсе Эллисоне тоже вошли два рассказа, сочетающие в себе черты героического фэнтези и хоррора. Это довольно известная «Долина червя» и менее знаменитый, но не менее интересный «Сад страха». Серия о Конане, к слову, менее «ужасна», чем вышеперечисленные, но элементы хоррора, конечно, встречаются и в повестях и рассказах о киммерийце.

Конечно, есть у Говарда и отдельные рассказы, не входящие в циклы, написанные на стыке двух жанров. В первую очередь это малоизвестный рассказ «Дом Эрейбу», повествующий о приключениях варвара на Ближнем Востоке в городе Ниппуре. Также можно упомянуть такое произведение как «…Delenda Est», рассказывающее о плавании вождя вандалов.

Из ближайших товарищей Говарда несколько произведений героического фэнтези написал Кларк Эштон Смит — автор, который всегда шел своим путем. Исследователи говорят  о нескольких рассказах из разных циклов, которые можно отнести к жанру «sword & sorcery».

«Гиперборейские» произведения — это «Рассказ Сатампра Зейроса», «Кража тридцати девяти поясов» и «Ледяной демон». Из аверуанского цикла — «Колосс из Илурни», из цикла о Зотике — «Бог из храма смерти» и «Черный аббат Патуума» (последний находится на периферии).

Все эти рассказы Кларка Эштона Смита достаточно мрачны (как всегда, впрочем), и нотки ужаса играют не самую последнюю роль (тоже почти как всегда). «Sword & sorcery» Кларка Эштона Смита очень мало похожа на героику Говарда и других авторов, продолжавших творить в ключе последнего, — и это замечательно!