Имена «меча и магии»: Кларк Эштон Смит

Ну что же, отец-основатель Роберт И. Говард «пройден» — теперь можно двинуться и дальше по хронологии. И конечно же, одним из первых в памяти всплывает имя Кларка Эштона Смита среди писателей-современников техасца, которые также писали произведения в стиле «меча и магии». Это и неудивительно: свои первые опыты в жанре Смит опубликовал немногим позже Говардова «Королевства теней».

Кларк Эштон Смит всегда писал странные и необычные рассказы, в каком бы жанре ни пробовал силы. Поэтому и его «меч и магия» отличаются и от Роберта И. Говарда, и от других авторов-современников, не говоря уже о творцах следующих поколений. Тем не менее, и нижеперечисленные вещи — тоже фэнтези, тоже героика, но с особым, «смитовским» привкусом.


Кларк Эштон Смит (13 января 1893 — 14 августа 1961).

Вообще, чтобы прочувствовать отличие героики Смита от героики Говарда, достаточно разложить пресловутые «мечи и магию» на составляющие. И если у основоположника «мечи» явно в приоритете (хотя и колдовство в большинстве историй — вовсе не случайный гость), то в работах Кларка Эштона Смита «магия» совершенно явно доминирует. Корпус новелл, традиционно относящихся к жанру, более или менее определён.

При должном желании можно, конечно, отнести к «мечу и магии» все циклы «Гиперборея» и «Зотик» скопом, но представляется, что это будет слишком крупная выборка, куда попадут и те тексты, которые явно не имеют практически никакого сходства с героическим фэнтези. Так что поостережёмся таких крупных обобщений и рассмотрим основные циклы Смита более внимательно.

Гиперборея с точки зрения внутренней лавкрафто-смито-говардовской хронологии миров — самая ранняя точка во вселенной Кларка Эштона Смита. По мысли исследователей, эта замерзающая во льдах цивилизация существовала после господства на Земле змеелюдей, но перед рассветом Турийской эпохи Говарда. Это расположение довольно условное, так как никаких прямых ссылок в своих рассказах Смит, кажется, не делал. Вот в эти-то времена в заснеженных долинах и жили воины и чудовища…

Два приключения гиперборейского вора — это первое, что приходит в голову, когда речь заходит о героике в творчестве Кларка Эштона Смита. «Рассказ Сатампры Зейроса» и «Кража тридцати девяти поясов» многими исследователями относятся к жанру «меча и магии». Главный персонаж занимается воровством, причём не самым безобидным и простым. В обеих историях он проникает в святыню — храм того или иного бога (Цатоггуа — в первой новелле, Лениквы — во второй), а затем не без труда уносит ноги оттуда. Также произведение «Ледяной демон» часто относят к жанру «меча и магии». Речь в тексте идёт о путешествии двух ювелиров и охотника на полуостров Му Талан. Туда они отправились в поисках сокровищ короля Халора, но найдут ли их?.. Даже не будет спойлером сказать, что их находка окажется… несколько иной, чем ожидали путешественники. Это даже уже героика с атрибутами, которые в итоге станут не просто привычными, а самыми обыденными и неоригинальными: команда искателей сокровищ охотится за ними в неизведанных землях. Не столь далеко ушли от вышеназванных коллег и некоторые другие рассказы о Гиперборее: в «Судьбе Авузла Вутоквана» и «Семи испытаниях» тоже можно проследить «героический» след.

Иллюстрация Билла Мартина.

Движемся дальше, пропускаем истории о Посейдонисе (хотя, две новеллы о Малигрисе и даже «Двойную тень» как-то вот даже тянет причислить к жанру — скорее из-за антуража этих новелл, а не из-за их сути), последнем осколке Атлантиды. С Атлантидой Говарда творение Смита увязать — задача не такая простая, да, впрочем, кажется, никто из исследователей этим особенно и не пытался заниматься. Также у Кларка Эштона есть небольшой цикл о других затонувших континентах: Лемурии / Му. Как расположить новеллы в хронологии лавкрафто-смито-говардовской мультивселенной — не совсем ясно, так как они повествуют одновременно и о современных автору временах, и о глубокой, незапамятной древности. Впрочем, эти произведения не имеют отношения к героическому фэнтези.

И вот мы прибываем в Аверуан — выдуманную французскую провинцию. Произведения этого цикла повествуют об альтернативном Средневековье, и среди россыпи коротких рассказов есть тот, что часто соотносят с «мечом и магией»: «Колосс из Илурни». Это героическая история о том, как некромант Натери, умирая, создал ужасного голема из мёртвых тел, а один из бывших учеников упомянутого колдуна — Гаспар де Норд — выходит на бой с искусственным созданием.

Далее минуем все известные нам исторические периоды, затем ещё энное количество столетий после нас — и оказываемся в условиях «Умирающей Земли». Цикл о континенте Зотик стал если и не самым первым, то одним из первых образов нашей планеты в далёком-далёком будущем, находящейся на грани гибели. У Смита, по сути дела, всё вернулось к прошлому: феодальные отношения, верховые животные и прочие атрибуты классического фэнтези-мира… В этом цикле обнаруживаем несколько рассказов, которые исследователи причисляют к героике.

Вспоминают такие новеллы как «Путешествие короля Эворана» (существует ещё сокращённый вариант «Поиски Газолбы» с тем же сюжетом) и «Бог из храма смерти», которые действительно вполне могут именоваться героикой (правда, с некоторыми оговорками). Сюжет первого из них — квест, как можно догадаться из названия. Правитель, потерявший корону — прекрасный и очень важный артефакт, на котором держалась слава и власть Эворана, — отправляется в дальнее путешествие по следам птицы, унёсшей сокровище. На пути ему и его людям, конечно, встретится множество опасностей. Во втором произведении юноша пытается спасти свою любимую из храма страшного божества. Однако самой «чистой» героикой стала новелла «Чёрный аббат Патуума». Рассказ повествует о друзьях-воинах, лучнике Зобале и копейщике Кушаре, которые сопровождают прекрасную Рубальсу. Девушку нужно доставить в гарем царю Хоурафу, но, как водится, без неприятностей дорога обойтись никак не может. Аббат Уджук сумел заманить путников в своё логово… Именно этот рассказ из всех рассмотренных ближе всего к творчеству Роберта И. Говарда по атмосфере, здесь в центре — скорее не желание удивить и очаровать читателя фэнтезийным миром (хотя, и это тоже, несомненно, есть), а — само приключение.

Иллюстрация Джорджа Барра.

Итак, мы рассмотрели «меч и магию» от Кларка Эштона Смита, одного из самых примечательных авторов палп-журналов первой половины XX века, соратника и Говарда, и Лавкрафта. Кстати говоря, как-то так получается, что его творчество в сознании более или менее широких читательских масс располагается где-то между ГФЛ и РИГ. Мол, что-то взято от первого, что-то — от второго. Это, конечно же, неверно, и в этом вы можете убедиться лично, прочитав… ну, практически любой рассказ КЭС наугад.

А пока завершим обзор перечислением указанных в статье произведений:

  1. Из цикла «Гиперборея»:
    • Рассказ Сатампры Зейроса / The Tale of Satampra Zeiros (журнал Weird Tales, ноябрь 1931)
    • Судьба Авузла Вутоквана / The Weird of Avoosl Wuthoqquan (журнал Weird Tales, июнь 1932)
    • Ледяной демон / The Ice-Demon (журнал Weird Tales, апрель 1933)
    • Семь испытаний / The Seven Geases (журнал Weird Tales, октябрь 1934)
    • Кража тридцати девяти поясов / The Theft of the Thirty-Nine Girdles (журнал Saturn Science Fiction and Fantasy, март 1958)
  2. Из цикла «Аверуан»:
    • Колосс из Илурни / The Colossus of Ylourgne (журнал Weird Tales, июнь 1934)
  3. Из цикла «Зотик»:
    • Путешествие короля Эворана / The Voyage of King Euvoran (сборник The Double Shadow and Other Fantasies, 1933)
    • Бог из храма смерти / The Charnel God (журнал Weird Tales, март 1934)
    • Чёрный аббат Патуума / The Black Abbot of Puthuum (журнал Weird Tales, март 1936)

Оставить комментарий